Как Хабенский вживался в роль Петра Лещенко
На «Интере» стартовал сериал о легендарном певце Петре Лещенко.Главную роль играет популярный актер Константин Хабенский.
Через гримеров прошло около 3 тысяч человек!
Сценарий у Эдуарда Володарского («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Страсти по Чапаю», «Штрафбат», «Мы из будущего», «Вольф Мессинг» и др.) получился насыщенный: тут и об отношениях Лещенко с цыганами, и история его любви, две войны, изысканная театральная публика…
Так что работы у гримеров поистине было невпроворот: например, приходилось создавать свойственные тому времени стрижки, завивать усы, которые у простолюдина и офицера кардинально отличались, брить мужчинам затылки, оставляя чубы…
В самых масштабных сценах — будь то окопы Первой мировой войны или концерты — были задействованы сотни статистов. В общей сложности через гримеров и костюмеров прошло около 3 тысяч человек! Музыкантов Петра Лещенко сыграли самые что ни на есть настоящие музыканты и без актерского опыта. Раньше они никогда не выступали вместе и появились в картине лишь благодаря музыкальному продюсеру Антону Силаеву, который собрал их специально для проекта.
Все началось с кассеты, купленной на вокзале На роль Петра Лещенко в зрелые годы сразу выбрали Константина Хабенского.
— Впервые я услышал песни Лещенко лет двадцать назад, — рассказывает режиссер картины Владимир Котт. — Шел мимо какого-то ларька на Комсомольском вокзале в Москве и слышу — то ли танго, то ли фокстрот. Голос такой несильный, но очень душевный. Купил кассету, вставил в плеер и поехал. И вот, помню, лежу на верхней полке, мимо проносятся фонари и звучит Лещенко. Заснуть не мог…
Я долго смотрел на фотографии Петра Константиновича и фантазировал, кто из актеров на него похож. И все время мои фантазии утыкались в Хабенского: тот же хулиганский взгляд, та же улыбка, та же «нервность». Первый раз, когда мы с Константином встретились, он сам сказал — похож!
Актеры-«близнецы» брали уроки вокала В этой картине Хабенский все песни Петра Лещенко исполняет сам, хотя раньше не пел в кино и отказывался от музыкальных телепроектов. Но все получилось настолько интересно, что продюсер фильма Денис Фролов не исключает, что скоро будет выпущен диск саундтреков картины — песни из репертуара Петра Лещенко, исполненные Хабенским. Хотя, как поясняет режиссер, вокальные данные в этой роли — не главное.
— У Хабенского классический баритон, приятный тембр, но важнее — его актерская игра, драматическое исполнение песни, — считает режиссер. Перед съемками и Константин Хабенский, и Иван Стебунов (играет Лещенко в юности) серьезно готовились — брали уроки вокала. А чтобы придерживаться одной манеры исполнения роли Лещенко, Хабенский посещал съемочные дни Стебунова, а тот, в свою очередь, приезжал посмотреть на игру Константина.
— Мы даже специально копировали друг друга — движения, жесты, манеры, мимику, улыбку, взгляд, — рассказывает Стебунов. — Задача такая — сходство должно быть максимальным! Наконец-то наша похожесть пригодилась для общего дела. А то, что я — копия Хабенского, слышу с первого курса академии театрального искусства. Мы там и учились у одних и тех же педагогов.
ИНТИРЕСНЫЕ ФАКТЫ
? Для Константина Хабенского было сшито восемь костюмов, которые он придумал сам. Петр Лещенко выступал в ярких расшитых рубахах в цыганском стиле. Но Хабенский сказал, что такие наряды ему не идут и что он себя будет чувствовать в них неловко. Попросил, чтобы костюмы были классическими.
? Съемки проходили в Москве, Подмосковье, Ярославле, а также во Львове и Одессе.
? Многочисленные ретроавтомобили собирали по всей Украине. А для массовки искали реальную одежду того времени на складах киностудий в Москве, Одессе и Киеве.
? На съемочной площадке рассказывали, что такого дисциплинированного и простого в общении артиста, как Константин Хабенский, не встречали. Как и вся съемочная группа, актер питался «кинокормом» (бутербродики, салатики, чай и пр.) и специального меню для себя не требовал.
Петр Лещенко — певец, артист, ресторатор, полиглот (знал пять языков). Родился 2 июня 1898 года в Одесской области. В детстве пел в церковном хоре. Случайно стал эмигрантом, когда во время Первой мировой служил на территории Румынии, где и остался после войны.
В 1926 году в Париже Лещенко познакомился с танцовщицей Зинаидой Закис — латышкой, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Вскоре она стала его женой, а в январе 1931 года у пары родился сын — Игорь (Икки) Лещенко.
В 1930-е годы приходит большой успех — Петр Лещенко обретает популярность в Европе и Америке, выпускает пластинки (всего записал более 180 граммофонных дисков), ездит с гастролями…
Со своей второй женой, 19-летней певицей Верой Белоусовой, артист познакомился во время гастролей в оккупированной Одессе в сентябре 1944-го (Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат). На одном из концертов с ним выступала и Вера.
26 марта 1951 года его арестовали в Румынии во время концерта. В июле 1952-го последовал арест и Веры Белоусовой-Лещенко. Она обвинялась в измене Родине. Вера была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, но в 1954-м ее освободили. А вот Петр Лещенко 16 июля этого же года умер в тюрьме.
Вспомнили о знаменитом шансонье лишь в восьмидесятые годы, когда студия «Мелодия» выпустила большую пластинку «Поет Петр Лещенко», которая стала сенсацией месяца. В 1988-м во всесоюзном хит-параде Лещенко вышел на первое место, потеснив «Аквариум» и «Браво».
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Ольга ПЕТУХОВА, журналист, консультант проекта, подруга Веры Белоусовой, покойной супруги Петра Лещенко:
— Лет 15 назад, когда Вера впервые увидела Хабенского, она сказала, что он ей очень напоминает Петра Константиновича. Не только внешне, но и своим поведением, потому что в Лещенко удивительно уживались деликатность, сдержанность, скромность и сила характера. Так что, когда мне сказали, что Константин будет играть главную роль, я очень обрадовалась. Меня, правда, немного смущало, что исполнение песен Петра Константиновича будет несколько иным.
Но потом, поразмыслив, я поняла, что это даже здорово: у Константина будет своя трактовка, и новое поколение, не знакомое с Лещенко, воспримет его через призму звучания Хабенского и, возможно, заинтересуется творчеством самого Петра Константиновича. К сожалению, Вера Георгиевна ушла из жизни в 2009 году и не дожила до выхода на экраны фильма о муже.