Люк Бессон вернулся в режиссуру с фильмом о мафии

ca07bcb7

малавита Малавита — новая гангстерская трагикомедия и долгожданное возвращение на режиссерский пост Люка Бессона.

Вернулся в режиссуру он отнюдь не в одиночку: за спиной сам Скорсезе-продюсер и удачная книга-первоисточник известного писателя Тонино Бенаквисты, а впереди винтажные Роберт Де Ниро, Томми Ли Джонс и Мишель Пфайффер.

Сюжет фильма основан на мафиозной истории. В Шолон-на-Авре, маленький городок в Нормандии, приезжает благонравное с виду семейство Блейков, прихватив с собой мордатую овчарку. Тихие французские обыватели даже не подозревают, какими именно недостатками обладают их новые соседи. Интеллигентный писатель (Де Ниро), ежедневно тыкающий одним пальцем в клавиши печатной машинки, его красавица жена (Пфайффер), 14-летний сын-обалдуй и 17-летняя дочь-ангел — вовсе не обычные представители американского upper middle-class. Настоящее имя Фреда Блейка — Джованни Манцони, и он — бывший мафиози из Бруклина, который как-то раз пошел на сделку со следствием и вот теперь вместе с семьей скрывается от мести бывших друзей, переезжая из города в город по программе защиты свидетелей. А так как Джованни — важный козырь в суде, за ним повсюду таскаются федералы во главе с Томми Ли Джонсом. Впрочем, пока на пороге не появились незваные гости-мстители, семейство по мере сил пытается привыкнуть к размеренной и простой жизни.

Однако мафиози – особенно в случае героев де Ниро – бывшими не бывают. Более того – их чада и домочадцы тоже не в силах избавиться от старых привычек. Несмотря на то, что Фред уже давно не громит бордели, не занимается вымогательством и не промышляет убийствами, характер его остался прежним. Поэтому несложно догадаться, чем рискует чересчур веселый водопроводчик, решивший пошутить над состоянием труб в доме вынужденных переселенцев. Стоило, например, теткам возле кассы высказаться в задорновском духе про «тупых американцев» – и вот уже пожарные едут тушить то, что осталось от супермаркета после взрыва, организованного миссис Блейк. Деткам в школе тоже приходится постоять за себя: красавицу-дочь в первый же день рыжая шпана, вместо того, чтобы подбросить до дома, вывозит за город с недвусмысленными намерениями, за что и отхвачивает теннисной ракеткой по хребту; ну а младший сын, размазанный по кафельному полу школьного сортира, мстит по-отцовски, в лучших традициях итальянского клана. Тем временем, на местную железнодорожную станцию прибывают вооруженные до зубов мафиози, желающие поубивать предателя и всю его семью.

В происходящем на экране прямо-таки сквозит холодный французский расчет Люка Бессона, который, кажется, задался целью порадовать публику всеми существующими жанровыми клише. Они здесь повсюду: и в добродушных лицах местных жителей, и в суровых рожах бандитов, и в непрерывном стебе над менталитетом французов и американцев. Фильм регулярно ссылается на Крестного отца и Клан Сопрано, а славные парни фигурируют здесь в натуральную величину. Типажи выглядят как карикатуры, особенно это касается итальянской мафии, без которой согласно сценарию никуда – эти черные шляпы и плащи, как будто на дворе еще середина прошлого столетия. Второй камень в сторону Бессона – совершенно скомканный финал. Сюжет, столь любовно вынашиваемый в течение часа с четвертью, распутывается за каких-то десять минут, не давая зрителю насладиться развязкой.

Может показаться банальным, что на основную роль Бессон позвал Роберта Де Ниро — лучшего наряду с Аль Пачино спеца по итальянским гангстерам в новейшей киноистории. Но это ход весьма концептуальный: Де Ниро в Малавите отчасти пародирует свои прежние образы, демонстрируя при этом их изнанку. Мишель Пфайффер играет вариацию на тему «иствикской ведьмы» с примесью родной ей комедии Замужем за мафией, а Винсент Пасторе убедительно старается не спутать нынешнюю семейку с кланом Сопрано. Но особой похвалы заслуживает игра Томми Ли Джонса. Правда, надо дать ему какого-нибудь мимического Оскара – настолько нестерпимо хочется смеяться от того, как он выражает свой скептицизм одним лишь выражением лица.